Маленькие страны - большие идеи.

Два десятка лет назад люди полагали, что в 1980-х годах разновидность капитализма, построенного в Японии считалась самой успешной, и другим странам следовало перенять ее. В 1990-х она быстро лишилась своей привлекательности. Десять лет назад люди полагали, что в 1990-х разновидность капитализма, построенного в США, считалась самой успешной и другим странам следовало ее перенять. В 2000-х годах американская модель быстро лишилась своей привлекательности. Так где же теперь, в 2010 году искать идеал, экономическую модель для подражания? Может быть, стоит обратить внимание на периферию мировой экономики? Многие небольшие страны экспериментировали и разрабатывали новые политики, создавали институты, которые можно с успехом позаимствовать. Коста Рика в Центральной Америке и Чили в Южной Америке уже давно догнали и перегнали в развитии своих соседей. Среди множества удачных решений, способствовавших их успеху, отказ от регулярной армии. Результатом стала политическая история без вооруженных конфликтов и сэкономленные средства, которые можно направить в образование, здравоохранение, инновации и прочие сферы жизни. Целый комплекс инноваций помог Чили обогнать своих южно-американских соседей. Финансовые институты страны поддерживают контрцикличность бюджета. Между тем многие другие недальновидные правительства повышают расходы в период бумов, и вынуждены сокращать их в период спадов, тем самым усиливая циклические колебания.

У финансовых институтов Чили есть две особенности:

●  Структурное правило баланса бюджета допускает возникновение дефицита только в том случае, если текущая цена на медь опускается ниже 10-летней равновесной цены, или объем добычи падает ниже трендового значения.

●  За ценами на медь и объемом ее добычи следят две комиссии технических экспертов, не подверженных политическому влиянию, которое могло бы свести весь процесс к попыткам выдать желаемое за действительное.

Принцип работы этих институтов стоит взять на заметку другим странам, экспортирующим сырье, чтобы одолеть так называемое "проклятье природных ресурсов". Даже таким продвинутым странам как США и Великобритания тоже есть чему поучиться у Чили: кажется, во время последнего бума они успели забыть, что такое контрциклические фискальные политики, и как их проводить. Среди реализованных им инноваций покровительственный подход к сбережениям и использование ценовых механизмов для борьбы с перенаселенностью городов (позднее этот подход был перенят Лондоном).

У других небольших, но развитых стран тоже есть что предложить. Новая Зеландия первая показала пример инфляционного целеполагания для всего мира. Она же провела ряд либеральных реформ в конце 1980-х. Пожалуй, партия Лейбористов этой страны разработала принципы, которые позволили левоцентристским правительствам, порой, лучше справлялись с либерализацией экономики, чем их правоцентристские оппоненты. Сингапур заработал свой статус богатой страны при помощи уникальной стратегии развития. Опыт Ирландии показывает, насколько велико значение прямых иностранных инвестиций. Эстония упростила свою налоговую систему, успешно внедрив в 1994 году единый подоходный налог. Ее примеру последовала Словакия и ряд других небольших стран Центральной и Восточной Европы.

Мексика первой использовала идею "условных денежных переводов" (программа OPORTUNIDADES, первоначально называлась программа PROGRESA. Была запущена в 1998 году). Программы условных денежных переводов успешно скопировали многие страны Латинской Америки, Азии и Африки. Мексика, благодаря своему инновационному подходу, фактически, совершила двойную революцию. Во-первых, интересным политическим шагом было привязать пособия по бедности к показателям посещения школы детьми из бедных семей (этой идеей воспользовались даже в Нью-Йорке). Во-вторых, что, пожалуй еще важнее, мексиканцы воплотили в жизнь методическую идею постоянных экспериментов, направленных на выявление политик, успешно работающих в развивающихся странах. Кроме того, в 1990-х, по большей части, благодаря тогдашнему президенту Эрнесто Зедилло, Мексика ввела непартийный избирательный институт, который в 2006 году сумел успешно разрешить проблему с оспоренными результатами выборов. (Между тем, в 2000 году США доказали свою несостоятельность в этом вопросе. Отсутствие таких механизмов оставило решение спорных вопросов на усмотрение предубежденных политиков). Недавно нынешний президент Фелипе Кальдерон закрыл старые электроэнергетические компании, провел необходимые реформы в налоговой системе и системе пенсионного обеспечения.

Отмечая успешный опыт других стран, достойный подражания, следует помнить, что далеко не все можно безболезненно и без потерь перенести из одного национального контекста в другой. Кроме того, приведенные выше примеры не являются залогом экономического успеха тех стран, в которых они были обнаружены. (На самом деле, некоторые из них в последнее время переживают ряд серьезных трудностей). Просто важно помнить, что примером может служить не только крупная страна. Маленькие страны, как правило, более открыты для торговли. Они открыты новым идеям, им проще экспериментировать, чем неповоротливым мировым гигантам. Результаты их экспериментов - даже неудачных - это полезный опыт для всех нас.

Джефри Франкел, профессор Гарвардского университета.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Forex

Комментариев нет: