Дебаты по поводу "мировых дисбалансов" - это путешествие назад, в будущее. Предложение министра финансов США Тимоти Гайтнера об установлении целевых уровней текущего счета, отбрасывает нас к размышлениям Джона Мейнарда Кейнса на Бреттонвудской конференции в июле 1944 года. Кейнс, представлявший тогда Британию, был сильно обеспокоен угрозой несимметричной корректировки между профицитными и профицитными странами. Штаты, у которых на тот момент был самый высокий профицит в мире, отвергли идею введения механизма, призванного поставить в один ряд и профицитные, и дефицитные страны. Теперь США по другую сторону баррикад. Может ли Китай согласиться на то, от чего отказались в свое время США? Возможно, да. В коммюнике от 23 октября по итогам заседания министров финансов и председателей Центробанков из стран
Так чего же добиваются США? Есть ли смысл в их предложении? Сработает ли оно? Штаты хотят внедрить принцип, согласно которому корректировки потребуются не только со стороны дефицитных стран, но и со стороны профицитных стран. Таким образом необходимо согласовать определенный, выраженный числовым значением предел дисбалансов, на который будут ориентироваться все страны. Это значение будет целью. Однако никаких санкций не предусмотрено. Мировой монетарный режим будет действовать без автоматических механизмов, предложенных Кейнсом в 1944 году. Кроме того, США надеются таким образом добиться укрепления ряда валют развивающихся стран, в частности, Китая, против валют высокодоходных развитых стран, в первую очередь, конечно, доллара. Так есть ли в этом разумное зерно? Райнер Брюдерле министр финансов Германии, закоренелый ортодокс, тут же отклонил это предложение. Он заявил, что "нам нужно двигаться в сторону рыночной экономики, и избегать принципов административно-командной экономики". Однако, в этом случае можно выделить три четких определения.
Во-первых, наличие огромных валютных резервов у ряда стран не имеет ничего общего с рыночными механизмами. Это результат государственных решений. Первоначально, их формирование было оправдано необходимостью застраховать себя на случай новых финансовых потрясений. Но их размеры уже давно превысили все пределы разумного, об этом свидетельствует тот факт, что во время кризиса они сократились в общей сложности на 470 млрд. долларов, то есть на 6%. Во-вторых, нельзя игнорировать четкие доказательства того, что мировая экономика не способна эффективно и разумно использовать крупные потоки избыточных сбережений. И, наконец, в современном мире скопилась масса неиспользуемых производственных мощностей. Именно поэтому...
Во-первых, наличие огромных валютных резервов у ряда стран не имеет ничего общего с рыночными механизмами. Это результат государственных решений. Первоначально, их формирование было оправдано необходимостью застраховать себя на случай новых финансовых потрясений. Но их размеры уже давно превысили все пределы разумного, об этом свидетельствует тот факт, что во время кризиса они сократились в общей сложности на 470 млрд. долларов, то есть на 6%. Во-вторых, нельзя игнорировать четкие доказательства того, что мировая экономика не способна эффективно и разумно использовать крупные потоки избыточных сбережений. И, наконец, в современном мире скопилась масса неиспользуемых производственных мощностей. Именно поэтому...
Комментариев нет:
Отправить комментарий